федосеевщина

федосеевщина
   Основателем этого толка беспоповщинской секты был Феодосий Васильев (†1711 г.), дьячок Крестецкого Яма, происходивший из рода бояр Урусовых. В конце XVII в. поселившись в Польше с братом и с семейством своим, он привлек к себе раскольников из разных мест России и устроил две обители - мужскую и женскую. Проповедуя ученикам своим общее учение беспоповщины, согласно с поморцами, Феодосий учил вместе с тем и несогласно с ними: а) на кресте Спасителя делать надпись: И. Н. Ц. И.; б) брак, заключенный в Русской Церкви до перехода в их общество, признавать за брак законный и не расторгать; в) брашно, покупаемое на торгу, считать оскверненным и потому очищать молитвами и поклонами, чего поморцы не соблюдают; г) иноков, постриженных в Русской Церкви, не считать иноками и не дозволять им совершение треб. Впоследствие учение Феодосия о браке было подвергнуто его последователями некоторым изменениям. На соборе 1752 г., называемом «Польским», брачные федосеевцы разделены были на две партии - «староженов» и «новоженов». Первыми назывались вступившие в брак до перекрещивания (в секту), а вторыми - женившиеся после перекрещивания. Староженов решено было принимать на общественную молитву, но за чадородие подвергать отлучению. В отношении к новоженам правила польского собора были гораздо строже: решено было не принимать новоженов на общее моление, не жить с ними в одной храмине и не сообщаться в едении, не мыться вместе в бане, не принимать их на покаяние, хотя бы и перед смертью, крестить их детей, с обещанием разойтись; даже более: женщинам не помогать во время мук рождения и проч. На практике, однако, не исполнялись эти статьи, почему федосеевцы на соборе 1883 г. подтвердили постановления польского собора 1752 г., но и после этого собора (1883 г.) они допускают послабления относительно брачных. Это потому, что главные члены их общества, московские купцы, - все почти «новожены», с которыми нельзя поступать по всей строгости правил, так как от них зависит материальное обеспечение федосеевцев, а также и пред начальством новожены служат щитом и прикрытием. По смерти Феодосия, в 1771 г., центром основанной им секты сделалось Преображенское кладбище в Москве, основанное купцом И.А. Ковылиным. С 1854 г. Преображенское кладбище приняло единоверие.

Справочник по ересям, сектам и расколам. . 1913.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "федосеевщина" в других словарях:

  • Федосеевщина — беспоповщинский толк. Основателем его был Феодосий Васильев, новгородский беспоповец, бывший дьячок Крестецкого Яма; он ушел с семейством своим за польский рубеж, в Невельский уезд, чтобы основать здесь раскольническое общество. Хотя появление… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Гнусин — один из виднейших представителей федосеевщины, по преимуществу московской, истекшего столетия, здешнего Преображенского кладбища "знаменитыя обители единый от премудрейших духовный правитель" (Литогр. федос. устав). Впрочем, значению Г …   Большая биографическая энциклопедия

  • Старообрядчество —         религиозно общественное движение, возникшее в России в середине 17 в. в связи с укреплением официальной государственной православной церкви и унификацией церковных обрядов, проводившихся патриархом Никоном. Отделение последователей С. от… …   Большая советская энциклопедия

  • РАСКОЛ — старообрядчество, религиозно обществ. движение в России в сер. 17 в. Поводом для возникновения Р. послужила церковно обрядовая реформа, к рую в 1653 начал проводить патриарх Никон с целью укрепления церк. организации. За ликвидацию местных… …   Советская историческая энциклопедия

  • старообрядчество — а; ср. В русском православии с середины 17 в.: религиозное движение за сохранение старых порядков, отказавшееся признать реформу патриарха Никона и вызвавшее раскол русской церкви (в дальнейшем распалось на течения поповцев, беспоповцев, разные… …   Энциклопедический словарь

  • Старообрядчество в Латвии — …   Википедия

  • Раскол — религ. обществ. движение, начало к рому было положено в сер. 17 в. исправлением религ. обряда и нек рых богослужебных книг. Официально Р. существует с 1667, когда на церк. Соборе в Москве были подтверждены церк. обрядовые реформы патриарха Никона …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»